Промыслы в деревне Караваиха
Мы говорили в ходе экспедиций по Караваихе, как много в ее судьбе определялось местоположением и рельефом. Для истории местных промыслов это тоже верно. Деревня находилась близко к Нижнему Новгороду и к Оке, поэтому вы не найдете в Караваихе среди занятий местных жителей привычного земледелия, скорее – отхожие промыслы. Кто-то из крестьян занимался извозом: тракт вел вдоль деревни, по будущему проспекту Гагарина – через сегодняшнюю площадь Лядова – и до границы города, коей в тот момент была территория нынешней площади Горького. И часть крестьян зарабатывала извозом. Некоторые служили в сезон буфетчиками на пароходах. «Тот момент» — это время появление близ Мызы и Караваихи железной дороги, когда итак излюбленное состоятельными и именитыми нижегородцами дачное место становится еще и легко достижимым из городской черты. Крестьяне заняты извозом, работами на пароходах, услужением на дачах…а еще, чем же еще из народных промыслов знаменита Караваиха?
И первое – это плетение из лозы. Вы удивитесь, но караваевцы до сих пор это помнят и могут показать места, «где дедушка брал лозу» — у Оки. Само бытование этой памяти говорит нам, как крепки на Караваихе поколенческие связи – и это через более чем 100 лет! И это – через все испытания советского времени. Это важное наблюдение. Сам промысел прошел через века.
Это прекрасное искусство, имевшее не только сугубо утилитарный, практический смысл. Конечно, на рубеже 19 и 20 веков плетение – еще необходимость. Короба для путешественников, для участников нередких крестных ходов, в том числе, с чудотворным образом Оранской Божьей Матери. Это и шеверни – огромные, грубого плетения корзины. Крестьянские дома и дачи вокруг все в садах – яблони, вишни, ореховая рощица рядом, все они требовали ухода. И шаверни служили для выноса большого садового мусора. Тут же и посуда, и легкие колыбели. А в чем женщины носили белье на речку? …Это было неотъемлемой частью жизни Караваихи. Сейчас этого промысла здесь уже больше нет, разве что кто-то из молодых караваевцев купит домой для красоты легкую мебель, хлебницу, детскую игрушку или украшения. И эта вещь в доме возвращает нас к чему-то в нашей душе, чему мы и отчета себе не отдаем в нашей быстрой жизни – к памяти рода, к общей народной памяти. Нужно еще отметить, что лозоплетение – очень демократичный промысел, поэтому, основываясь на том, чем жили и зарабатывали крестьяне Караваихи, мы можем в качестве обоснованной гипотезы высказать мысль об особом типе сословных отношений, создавшемся здесь.
Второе, о чём необходимо рассказать, что является одной из самых ярких тем Караваихи – это разведение коз и овец с последующей выделкой шкур. Коз было больше, чем овец, были и коровы, но именно козы вошли в, так сказать, эмоциональную историю Караваихи. В частности, с ними связана история появления новой ограды в парке Швейцария – уже в советское время. Козы приходили объедать деревья, выступающие за старую хлипкую ограду, забредали в парк, «на память» о своем посещении оставляя «лепешки». И в 1962 году архитектор В.Рымаренко поставил ту ограду, которую уже знаем мы все. Чем не спасибо козам?)
Коз было много в Караваихе не только до 1917 года, но и до Великой Отечественной. Они были кормилицами во всех смыслах. Кроме полезного молока они давали шерсть, в деревне (с 1923 года Караваиха находится в черте большого города) были мастера по выделке шкур. На фотографиях, любезно предоставленных нам исследовательницей мехового промысла в России до революции, Н.Г. Погодиной (фонд ГархАДНО), вы можете видеть:
Намазная дубка шкур (Это процесс обработки отбелённых овчин дубильным веществом и красителями)
Отминка овчин крюком (это придание шкуре формы)
Пикелевание шкур в чане (Это обработка шкур смесью кислоты и нейтральной соли)
Глухой барабан для механической отбелки овчин
Сушка и правка выделанных овчин
Сушка овечьей шерсти
Окраска овчин в чане
Разборка шкур для мехов
Увлажнение овчин после сушки
Если посмотреть с откоса в парке Швейцария, от территории Караваихи, то на противоположном берегу Оки будут видны территории бывших деревень Карповка и Монастырка (былое владение Троице-Сергиевой Лавры). Они связаны не только красивым видом – там, особенно в Карповке, были мастера как по выделке шкур, так и по пошиву из них верхней одежды. И связывали эти две точки, Караваиху и Карповку, ярмарочные купцы, которые и создавали логистику при изготовлении шкур и пошиве одежды, и забирали для продажи готовый товар.
Вот эти неожиданные страницы из истории Караваихи, история местных промыслов, дает нам понимание, как складывались сословные отношения. Они отличались от обычных отношений барин-крепостной, здесь было больше творчества, больше возможностей для крестьян, как бы мы сейчас сказали, для самореализации, создания своего небольшого бизнеса. И это стало залогом развития территории, когда на ней появился завод “Сименс и Гальске” и из местных крестьян вырастил своих мастеров.
Так что не простые дела в Караваихе были с разведением коз!