Караваиха, историческая справка

Караваиха – изначально старая маленькая деревня в Нижегородском уезде, расположенная очень близко к Нижнему Новгороду. Она образовалась примерно за 2,5 века до своего первого упоминания в документах в XVIII веке. Первый известный ее владелец — небогатый помещик Григорий Арсентьевич Ушаков. Биография Караваихи во многих аспектах определилась ее ландшафтом и близостью к городской границе Нижнего Новгорода.

Ландшафт

Ландшафтом определяется тип и частота застройки во все периоды жизни Караваихи. Люди вынуждены были учитывать чередование оврагов и возвышенностей, выбирать, ориентируясь на них, расположение дома, хозяйственных  построек, огорода и сада. Ландшафт также оказал влияние и на организацию деятельности местных жителей. Например, места для работы со шкурами коз и овец также выбирали, исходя из ландшафта и путей протекавших ручьев. От ландшафта зависело и то, какие приживались деревья: вишни, яблони, орехи, на возвышенностях вызревали овощи, в низинах — лоза для плетения корзин, коробов, колыбелей и т. п. Ландшафт определил и эстетику восприятия — красота места привлекала людей, идущих из города в уезд и обратно. Караваиха и прилежащие территории горожанами воспринимались как удачное место для отдыха и пикников, а не как место тяжкого труда земледельца, такой деревня и была — по-настоящему живописной. В советское, особенно, послевоенное время, овражистый ландшафт учитывался только для безопасности многоэтажного строительства, грамотно хозяйственно и эстетически его не сумели использовать.

Близость Оки

             Влияние близости реки сказалось на различных аспектах организации жизни в Караваихе, ее экономического и общественного развития:

1) Крестьяне Караваихи — не обычные крепостные-землепашцы. Выращиванием зерновых для оброка здесь, практически, не занимались уже с начала XIX века. Крестьяне Караваихи были материально более обеспечены, чем иные, так как основной источник доходы был отхожий промысел. Кто-то занимался извозом – до старой границы города в черте современной площади Горького, в любое время года это был постоянный, стабильный доход. Мужчины часто в сезон на Оке служили буфетчиками и т.п. на пароходах, прислугой на дачах (с конца апреля по конец октября — постоянный, уверенный, стабильный доход, а также не слишком физически тяжелый труд. То есть, крестьянин на даче в услужении не находился в постоянном морально подавленном состоянии, как бурлак или крепостной, отдававший ¾ дохода на уплату барщины). Женщины ухаживали за огородами и садами и делали на пароходы и для путников пироги со своим садовым урожаем. Также вдовы брали постоялиц из крестных ходов и просто женщин-путников на ночлег. И тот, и другой труд был традиционным, женским и не таким тяжелым, как в полях у феодальных крестьян. В больше степени мужчины, в меньшей женщины занимались лозоплетением — для собственных нужд и на продажу просто путникам и участникам крестных ходов; деревня славилась своими кустарными промыслами. В Караваихе разводили коз, меньше коров и овец. В числе местных кустарных промыслов — выделка шкур. Купцы, торговавшие на Нижегородской ярмарке, знали не только Караваиху — все близкие к городу деревни с точки зрения развитости именно кустарной промышленности. Они обеспечивали логистику между производителями, чем помогали постоянному сбыту товара и дальнейшему развитию дела местных кустарей. Поэтому Караваиха был местом жизни и труда достаточно обеспеченных крестьян. Эта ментальность держалась до начала Первой Мировой войны.

2) Крестьяне Караваихи были свободны в экономическом самовыражении, более самостоятельны и обеспечены. Это рождало другое мышление, не крепостное, а буржуазное, более широкий горизонт опыта и ответственности за решения. Уходившие в отхожий промысле получали паспорта, возможность путешествий, пусть и ради выполнения работы. Они открывали банковские счета, вступали в деловые отношения с купцами. То есть, в канун Первой Мировой войны, перед началом строительства на Мызе и Караваихе завода «Сименс и Гальске», в Караваихе сформировалось население, жившее своей предпринимательской инициативой и не склонное к патернализму. Именно эту ментальность сломает будущий завод им. Ленина, создав на поколения крепкую человеческую общность, и, одновременно, перетянув на себя всякую социальную инициативу.

Дачи и влияние творческой интеллигенции

На рубеже веков Караваиха – не просто излюбленное место дачной жизни нижегородцев, это сложилось давно, почти четверть века назад. Но на 1900-1901 гг. благодаря пуску железной дороги Караваиха, Ровнедь/Ровнядь, Мыза еще и легко достижимы. Дачи снимают не только чиновники, но и те, кого можно назвать центральными фигурами общественной жизни, яркие персоны Нижнего Новгорода — разночинцы и интеллигенция. Не сохранились многочисленные дачи, располагавшиеся в Караваихе, но история сохранила места расположения дач П.И. Мельникова-Печерского, М.П. Дмитриева. Присутствие таких людей, как Максим Горький, Федор Иванович Шаляпин меняло атмосферу Караваихи. Своей культурой, гуманистическими ценностями, силой таланта они противостояли любому проявлению угнетения личности — независимо от сословия. Присутствие значительных людей в культуре создавало контакты между представителями разных сословий, работающие на добрососедство и развитие местности. Что интересно: в  советское и постсоветское время это явление повторилось – такими людьми в 1980-е — 2000- е в Караваихе были рок-музыканты, известные поэты Игорь Чурдалев, Владимир Безденежных, жившие в Караваихе и воспевшие ее в хорошей поэзии. Причем у Чурдалева в Караваихе находилась «творческая квартира» — «Лозанна», где проходили поэтические вечера. В эпоху перестройки на Караваихе было время субкультур, панк-рока, и т.п., концертов самой неожиданной музыки в корпусах завода им.Ленина, освободившихся после отмены госзаказа. «Новая музыка» и «новая литература» были одной из отличительных черт Караваихи 1980-1990-х гг.

Завод «Сименс и Гальске» — НИТЕЛ

Завод НИТЕЛ, бывший з-д радиоэлектронной аппаратуры им. Ленина, а до этого – «Сименс и Гальске», строительство которого началось в 1915. а завершилось в 1917 г., определял многое в жизни караваевцев: от профессионального жизненного пути до досуга. Он появился буквально на сломе эпох — успешное предприятие искало место для размещения в центральной России, и ему помогли выбрать на Оке удачный ландшафт, близкий к реке — с возможностью речной транспортировки строительных материалов, а также важным мотивом для выбора этой территории для строительства предприятия стало открытие железнодорожного сообщения. Завод строится во время Первой Мировой войны и сразу создает множество рабочих мест и для местных жителей, и для тех, кто бежал от войны. Создается система обучения кадров, а также рождается иная система отношений: от буржуазных, тех, что соответствовали духу и вызовам времени, Караваиха переходит в состояние заводского поселка со всеми сопутствующими изменениями. Детские сады, спортивные секции, общеобразовательные и музыкальные школы, клубы для детей и юношества, профориентация, профилактика антисоциального поведения, облик дворов и детских площадок – во всем завод играл ведущую роль 70 лет. Люди поколениями работали на заводе, были «уверены в застрашнем дне», сохраняли десятилетия рабочие связи, и все это носило глубоко позитивный характер, но и определяло патерналисткие отношения. На выходе система патерналистских отношений сыграла на обнуление социальной инициативы.

Строительство

            В районной застройке не прочитывается уникальности, не смотря на бытовавшую концепцию «города-сада». Примерно так же по времени и по стилям застраивались и другие заводские поселения в городе — в Московском или Автозаводском районах. Просто в других районах у поселений вокруг промышленных предприятий не всегда была дореволюционная история. А у Караваихи она есть — крестьянские дома, постройки для нужд кустарей, для хранения урожая овощей и фруктов, дачи. С появлением завода «Сименс и Гальске» сразу начинаются изменения в облике Караваихи. Для начала, завод встает на место порядков деревянных домиков. Потом он строит для своих работников «щитковые», «каркасные» и прочие поселки, часть из строений которых жива до сих пор и носит название «на минималке». «На минималке» — это про удобства, про условия жизни. И Эти строения оказываются достаточно долговечными, не в смысле — качественными, а в том смысле, что они очень медленно будут заменяться более пригодным для жизни людей жильем. В микрорайоне сейчас четко прочитываются хронологические слои застройки:

  • нет дореволюционной,
  • заводские деревянные дома 1928-1929, 1932-1939 гг.,
  • «желтые сталинки» примерно 1937 — 1951 гг.,
  • двухэтажные дома, построенные по программе «удешевления жилищного строительства» 1960-е гг.,
  • «хрущевки»
  • типовые дома брежневского периода (кирпичные и панельные),
  • застройка 2000-х (заводской кирпич; проекты, претендующие на оригинальность архитектурного решения).
  • современные многоэтажные здания, расположенные хаотично

Жители до сих пор определяют свое место жительство в Караваихе в лексике 1950-1960-х: «живем на минималке», «живем в квадрате».

            Ни в один из периодов жизни Караваихи не просматривается ответственного перспективного плана застройки Караваихи, очень многое определяется «веяниями партии», государственными «кампаниями» «Все максимально удешевляем жилищное строительство!» и т. п. Это не влияет на горячую любовь и привязанность жителей к микрорайону, но и не делает его сегодняшнее состояние идеальным и не требующим изменений. Наибольшую симпатию и местных жителей, и экскурсантов по Караваихе вызывает тишина и хорошее озеленение района.

Культурные институции Караваихи

            Самыми уверенными и устойчивыми культурными институциями микрорайона на сегодня являются библиотеки — от центральной районной и старой библиотеки им.Саши Чекалина до библиотеки им. В.П. Катаева и др. Библиотек на Караваихе много для вернакулярного района, они — реальное место притяжения аборигенов. Не смотря на то, что библиотеки Приокской ЦБС, все-таки, живут более отстраненно, возможно, в связи с географией, но они сильные, с хорошими кадрами, в полном смысле слова — все для читателей, пополнение фонда, события, автоматизация. Многие важные для сообщества района события проходят в библиотеках.

Заметная институция — кинотеатр «Электрон», с марта вновь выставленный на продажу, но так и не купленный, он рискует разделить судьбу других кинотеатров города, утраченных либо перепрофелированных при минимальном ремонте. Находясь на условной границе микрорайонов, кинотеатр «Электрон» сегодня является одним из наиболее известных кинотеатров Нижнего Новгорода. Год назад он отпраздновал 55-летие. Местоположение «Электрона» очень удачное – легко доехать, дойти, рядом – парк «Швейцария». Долгие годы здесь проводились кинофестивали, тематические кинопоказы, кинолектории. Там детей принимали в пионеры, взрослые собирались на праздники. Кинотеатр  — часть жизни большого количества караваевцев, им тяжело принять то, что он будет продан и сменит свой профиль. Судьба «Электрона» не безразлична людям. Это открытый вопрос — как найти верное будущее для «Электрона».

Музей района был соединен с Централизованной библиотечной системой примерно 5-6 лет назад. Он работает, создает краеведческие мероприятия, пропагандирует историю Приокского района. Однако, в Караваихе есть и так называемый «народный краеведческий музей». Он находится в средней школе № 48 и представляет собой интересную популярную экспозицию с артефактами и документами. Данная школа воспринимается караваевцами как эмоциональный центр микрорайона — во многих семьях там учились 2-3 поколения, давние связи со школой хранят выпускники. Музей рассказывает об истории школы, учителях, в ней работавших и ныне работающих там, об уникальном танцевальном коллективе в школе №48. Народный, созданный не музейными профессионалами школьный музей,  работает на сохранение и воспроизводство памяти и памятных преданий не меньше, чем официальный музей района.

Интересно, что в качестве давней, «родной», ментально укорененной у караваевцев именно культурной институции, проходит парк «Швейцария». Созданный в 1903 году, он накрепко вписан в историю Караваихи. Парк «Швейцария» – неотъемлемая часть Караваихи. В сознании караваевцев «Швейцария» – территория до Мызы, далее – парк им.40-летия Комсомола. Парк сопровождает историю деревни с 1903 года, в нем прожито много переживаний поколениями караваевцев. Его любят. Это живые воспоминания наших современников. Это часть их идентичности. С сожалением жители воспринимают утрату «Бродвея» вдоль «желтых сталинок» – зеленой прогулочной зоны, на месте которой сейчас проезжая часть.

Составитнль Медведева Анна Александровна, почетный член Гильдии экскурсоводов и гидов-переводчиков Нижнего Новгорода, действительный член Общества «Нижегородский краевед», автор более 100 статей по краеведению, ведущая краеведческого лектория при Центральной городской библиотеке