«Красавица с наружной отделкой и дворцом с внутренней части»

На хранении в архивном фонде ЦАНО находится удивительный по теплоте и эмоциональности документ. Он написан карандашом – это рукопись: «Родители учащихся, рабочие ГРТЗ им. Ленина, собравшись на первое родительское собрание в новую школу, не могут не выразить своей радости оттого, что теперь на Мызе имеется свое школьное здание, где наши дети могут учиться только в одну смену. Этот факт имеет для рабочих огромное значение. Выражаем глубокую благодарность за любовь и заботу к нашим детям… Да здравствует единый фронт семьи и школы». (Орфография и пунктуация – подлинника) Счастливые мамы и папы написали письмо благодарности властям за открытие новой школы.

А начиналось все в 1935-м году, когда по постановлению ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР, опубликованному 28.02.1935 г., в г. Горьком разворачивается строительство 14 новых школ на 8000 мест. Шесть из 14 школ строятся за счет бюджетных ассигнований, многим помогают предприятия города. Так и сделала первый шаг в историю Школа №48, находящаяся на ул. Бонч-Бруевича в Караваихе. 15 марта 1935 г.: управление Строительного контроля Горсовета разрешает Горьковскому городскому отделу Народного образования производство строительных работ на земельном участке в Щитковом поселке РТЗ им. Ленина (в этот период в рабочем обиходе бытует название «школа на Мызе»). Строительство начинается 5 апреля 1935 г. Завершить его запланировано уже в августе 1935 г. Строитель школы – «Радио Телефонный завод им. В.И. Ленина», отдел капитального строительства. Коллектив строителей ОКС ГСРТЗ им. Ленина, действуя в согласии с духом эпохи, берет на себя социалистическое обязательство: «Выполнить строительство и сдачу в эксплуатацию к 15 августа 1935 г. [школы] хорошего качества через методы социалистического труда, социалистического соревнования, ударничества, правильной организации труда, через рационализаторские мероприятия». На строительство было выделено 438387 руб.

Караваихе была очень нужна эта школа, чтобы разгрузить школы-трехсменки, чтобы детям было легко добираться до учебы – так близко к дому школы ещё не было.
Архивные документы сохранили для потомков имени строителей: штукатуры — Н.А.Погодин, П.И.Павленко, П.Д.Архипов; каменщики – Воробьев, Митрофанов, Кирюшин, Новоселов, Седов, Вахлаков, Половов, плотники-столяры – Козлов, Полянин, Сайгаков, Акулов, Лошманов, чернорабочие – Цибин, Галкин, Малышев, Шибнева и др. (инициалы, а также фамилии без них – так в документах). Ответственными за строительство были начальник ОКС ГСРТЗ им. Ленина Назаров, главный инженер ОКС Г.А. Петровский и заместитель заведующего ГОРОНО Райтман. 

Директором новой школы на 400 человек во вновь организованном Мызинском районе приказом Наркомпроса была назначена Ольга Васильевна Герасимова. 

Завершили строительство школы на 16 дней раньше заданного срока. Документы ГОРОНО рассказывают, что школа строилась 101 день, и что строители воспринимали это как победу

Построенную школу пресса назвала «красавицей с наружной отделкой и дворцом с внутренней части». 31 июля 1935 г. был подписан акт о приемке «школы на Мызе при заводе им. Ленина». На этом этапе она — неполная средняя школа № 6 (семилетка) Ворошиловского района, НСШ № 6. Микроучасток: Каркасный поселок, Щитковый поселок, Щелковский хутор, поселок Слуда, военный городок, деревня Кузнечиха, Ново-Покровское. В докладе об итогах работы Ворошиловского Райсовета за 1935 г. отмечалось, что количество школ в районе с двух поднялось до шести, а число школьных мест теперь 1400. Новая школа разгрузила существующие школьные помещения, а число учащихся, занимающихся во 2-ю смену, снизилось до 613 человек, что благоприятно отразилось на здоровье детей. Открытие новой школы на Караваихе стало общей радостью. 

9 июля 1937 года школа получает новый номер на основании Постановления Президиума Горсовета от 27 июня 1937 г.: 

«неполная средняя школа № 48 Ворошиловского района (поселок Караваиха)». 

Это все важные исторические факты, начало школьной летописи. Нам важно понять, как живет школа сегодня, со взрослыми и детьми, в родном микрорайоне, как она влияет на повседневность Караваихи. Сегодня, через 87 лет, я подхожу к главному входу в школу. Она невысокая, теплого цвета, это охра. Над входом написано «С новым годом!», и предлагаемая реальность вызывает у вновь входящего глубокую симпатию.

С нами говорит учитель обществознания, четверть века отдавшая 48-ой школе, Юлия Борисовна Гульнева:

«- Школа часто задает общее настроение, эмоционально влияет на жизнь всего микрорайона. Юлия Борисовна, расскажите, как вы видите это влияние, как было, как это происходит сейчас. 

— Школа — это, прежде всего центр воспитания. Она создает климат, в котором живут наши дети. И в этом ей всегда помогают родители ребят. Наша школа задает планку высокого нравственного поведения, планку добротных знаний, которые необходимы учащимся. И выполняет непосредственную воспитательную и образовательную роль. Она не только образовательный, она и духовный центр района. …Школа как центр, понимаете. Вокруг школы живут разные поколения ее выпускников. Это как солнце, которое притягивает другие планетарные системы. Этот центр притягивает, сюда можно вернуться с любым вопросом организационным или предложением. Мы очень рады всегда инициативе родителей. У нас есть совет отцов, там очень инициативные люди. Они занимаются и охраной школы, и уборкой школы, и спортивными мероприятиями. Есть секция, которую ведут отцы. Прекрасная хоккейная команда, которая организована папами за их средства. Школа — это центр, в который врастают, которым живут долгие годы. Можно уйти из школы, но вернуться в любой момент и делать что-то полезное вместе, решать вопросы. 

— Тут очень много временных напластований: дети вырастают, продолжают жить здесь и формировать судьбу района. Например, послевоенные годы — судя по музею школы — это время развития, когда школа становится энергетическим центром, и это не изменилось. 

— Да, как была школа духовным и культурным центром, так и остается сейчас. В любой момент можно в школу прийти с предложениями, и всегда администрация выслушает, и всегда пойдут на встречу. Сделают так, как необходимо. И поэтому школу уважают. 

— Вокруг нас столько временных пластов одновременно. Сохранена ли вокруг школы память эпох, которые прожила Караваиха за почти полтора века? 

— Дореволюционного ничего не осталось, довоенные дома стоят, Нител свою историю рассказывает. С 1935 года работает наша школа, она современница почти всей истории Советского Союза и постсоветского периода. Она во все времена работала, выполняла прямые обязанности, всегда работала. Ни на день не прекращала образование, даже в войну. Больше того, сюда третьей сменой приходили учиться ребята из других школ, где были организованны военные госпитали. Мы приняли детей третьей сменой. Учителям в столовой полагалась пищевая порция, но если учителя знали, что ребенок голодный, они делились порцией, поили чаем, давали закуску, хлеб с маслом, пока родители на заводе. Отцы воюют, пока дети были на попечении школы, то есть, они никогда не оставались без присмотра. Мы такие же и сейчас. Проблемы семьи — это проблемы школы, они решаются школой, мы стараемся помочь всем. Всегда — доброжелательно, спокойно, грамотно и профессионально. Для этого у нас есть прекрасные специалисты. Школа входит в биографии детей, причем поколениями. У нас замечательный музей истории школы. 

В кабинет вошла Наталья Александровна Борисова — она историк, работает тут уже 20 лет, учит третье или четвертое поколение караваевцев (актуальное самоназвание, используется в речи до сих пор). Дети вырастают, приводят своих детей, старших и младших. 3-4 поколения в одной семье могут быть учениками школы № 48 разных лет. Это потому, что здесь высокий уровень образования, есть доверие. 

— Наталья Александровна, чтобы лучше понять Караваиху, увидеть культурный код ее, что правильно сделать, что нельзя пропустить, по Вашему мнению? Ведь это хрупкая вещь, везде код свой… Как лучше показать Караваиху другим людям, чтобы они ее поняли, чтобы изменения, которые здесь пройдут, не разрушили этот код?

— Вам нужно поговорить с жителями и пройтись по улицам. Это ул. Елисеева, Бонч-Бруевича. Сами названия улицы вам скажут, что культурный код — это трудолюбие. Здесь талантом и трудом караваевцы внесли огромный вклад в экономическое развитие города. Мы стоим на ул. Бонч-Бруевича, человека, который создал электрическую отрасль СССР. Население Караваихи — это люди с трудовым стажем, работающие на заводе, работающие на благо государства, потому что Ленинский завод выпускал не только телевизоры, а военную продукцию также. Это дисциплинированные люди, знающие себе цену, люди с достоинством.

— Мы разговаривали с поэтом, который переехал сюда в детстве, и он тоже подчеркнул, что завод все время заботился о людях.

— Да, причем очень щедрая забота была. И пока была возможность у завода, то он и все время школе помогал. Это были наши шефы, всегда большие суммы выделялись на ремонт, на техническое оснащение, образование было на самом высоком уровне. Это было обязательной частью, это была их инициатива, они приходили сами на помощь. Да и в этой школе учились их дети, потом и внуки! Конечно, они были кровно заинтересованы в том, чтобы школа не только учила хорошо, но и выглядела, исправно работала — от входной двери до спортзала. 

— Дети тоже понимали, что это искренний порыв взрослых? 

Говорит Юлия Борисовна Гульнева:

— Да, наши дети всегда могут отличить зерна от плевел. У них очень развито чувство справедливости. Наши дети очень умные, взрослые, самодостаточные люди, чувствуют фальшь и чувствуют доброе искреннее отношение со стороны школы и учителей. 

— Юлия Борисовна, я все чаще наблюдаю, что теперь нередко учителями становятся молодые люди, равнодушные к детям, для них школа не призвание, а место, где лежит трудовая книжка. Но много и тех учителей, которые держатся высоких стандартов. А как с этим справляется ваша школа?

— У меня 37 лет стажа. Могу сказать только одно: школа — это очень серьезное испытание для человека. Сюда приходит молодежь, но остаются те, кто воспринимает педагогику именно как призвание. Это не профессия, которую можно после 6 часов вечера, закончив рабочий день, отложить и забыть. Это призвание. И остаются только те, кто понимают ответственность, важность и значимость этой работы. И очень важно в этом поле творчески мыслить!

— Я вижу атмосферу здесь – так много детского творчества вокруг, словно все нацелено на то, чтобы дети нашли свой путь самовыражения.

— Цель образования — показать детям все возможности, а дети должны выбрать то, к чему они больше склонны. Мы показываем им как бы дорожную карту, обучаем навыкам, а остальное зависит от них.

— Ухоженная территория школы – заметно сразу, как только подходишь ближе…

— Это дети. Сами дети. Наши завучи создают график, делят территорию школы на участки. Каждому классу дан небольшой участок школьной территории. Они выбирают удобное время, выходят в рабочей одежде. Инвентарь есть, лежит всегда в одном и том же месте. И дети занимаются своим участком. В результате школа в идеальном состоянии, великолепный сад. 

Снова к разговору подключается Наталья Александровна Борисова:

— В Караваихе много архитектуры собрано вместе. Например, вот эти сталинки: они появляются сразу после войны. Считается, что их строили пленные немцы. Проекты уникальные, нет двух повторяющихся домов. Каждый дом не похож на соседний. Удобные для проживания квартиры с высокими потолками. Именно поэтому здесь жили высокопоставленные люди в советское время: и директора заводов, и главврачи поликлиник и больниц, и профессура политехнического университета. У нас несколько лет назад заканчивал школу Саша Абилевич, один из самых выдающихся онкологов Нижнего Новгорода – здесь жил его дедушка, а его папа — известный кардиолог. …И здесь еще хороший парк, замечательная экология. 

— Здесь дворы, в которых можно гулять, детские площадки. Швейцария в двух шагах…

Говорит Юлия Борисовна Гульнева:

— Парк Швейцария — очень большое подспорье с точки зрения культурного досуга молодежи и тех, кто постарше. Так хорошо сделали, мы так довольны. День и ночь, что было, и что стало. Намного лучше, очень довольны и дети, и родители Караваихи. Много времени проводят в парке.

Подключается Наталья Александровна Борисова:

— Я считаю себя старейшим жителем Караваихи, у меня здесь жили бабушка и дедушка с 1943 года, они старожилы. Дед занимал большую партийную должность на заводе и жил в сталинке. Здесь мое родовое гнездо. Мое видение будущего? Хочется, чтобы были сохранены все культурные слои: и сталинские дома, и те, что предшествовали. Если говорить о Мызе, Старый Поселок разрушается… По сути, это был первый микрорайон для работников. Я бы сохранила эти дома, возможно, отреставрировала бы их. Многое уже разрушено, к сожалению, безвозвратно. Нужно сохранить парочку деревянных домов, которые сейчас заколочены. Именно как культурное наследие, потому что особой ценности с точки зрения архитектуры они не представляют — это все равно было решение жилищного вопроса. Квартиры там большие, теплые, сухие. Там раньше было печное отопление, но потом печи ломали. Может быть, собрать мебель той эпохи, даже чемоданы, диваны, и создать такое пространство… Я понимаю, что это очень сложно сделать, но для памяти места, пару домов. Сталинки тоже разрушаются. На Гагарина, 114, например, деревянные перекрытия. Дом дает трещину. Он состоит из двух частей. Та часть, где кинотеатр «Зарница», строилась раньше, а вторая часть, которая выходит на улицу Бонч-Бруевича, строилась после войны. И я помню, что в подъездах не было батареи центрального отопления, они были установлены только в середине 1970-х. А до этого было холодно —  началась война, доделать и не успели. И там планировался лифт, но опять же из-за войны все механизмы и металлы были редкостью, и лифт так и не установили. 

Интересны здесь народные, неофициальные названия! Почему Караваиха? Точной истории не расскажет никто. Например, у Смирнова Дмитрия Николаевича — он пишет, что Караваиха упоминалась в XVI веке, но больше никаких объяснений нет. Видимо, в основе имени района особенности ландшафта – это самое достоверное. 

Изначально «Швейцарией» называлось место от Мызы до райсовета. Швейцария потому, что там были сосны. А дальше сосен не было. И парк в 1958 году назвали парком имени 40-летия Ленинского Комсомола. И для меня это парк Ленинского комсомола, а не Швейцария. В Швейцарию я бегала на танцы! Площадка за парком до кольца называлась Ровнядь — ровная площадка. В прошлом веке там еще и гуляния всякие устраивались. А еще была Садка – там люди садились на автобус. Тоже народное название!»

Мы тихонько заканчиваем разговор с прекрасными учителями истории. Незаметно тема истории и настоящего школы № 48 перетекла в разговор обо всей Караваихе, и это так понятно – истории Караваихи нет без этой школы. Учителя растили «караваевцев» — поколения за поколением. Школа – неотъемлемая часть мира района. Спускаясь по ступеням вниз, я вижу, что закончилась первая смена,  вестибюль полон маленьких учеников. На выходе спрашиваю бабушку (или прабабушку!) девочки с прической «корзиночка» — что для вас эта школа? Пожилая женщина улыбается, отвечает: «Всё свое, все свои!» и уходит с малышкой вдаль по улице Бонч-Бруевича.